Работа с учащимися по профилактике наркомании проводится в школе на всех ступенях обучения, начиная с младших классов.
Особенности организации профилактической работы с младшими школьниками заключаются в том, чтобы дать им правильную установку, представления о том, что «хорошо», а что «плохо», С учащимися 1 класса проводятся занятия «Развитие навыков общения и взаимодействия». Эти занятия помогают детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, учат рассказывать о себе другим. В ходе занятий дети раскрывают взаимосвязь здоровья и поведения человека, учатся различать поведение, способствующее сохранению здоровья и разрушающее его здоровье, прививаются навыки здоровье – сберегающего поведения. В занятиях используются различные игры, предназначенные для закрепления полученных знаний, умений и навыков. Проводятся уроки здоровья с презентацией «Моё здоровье», конкурс рисунков «Здоровье всему голова».
Для учащихся 2-3 классов проводятся занятия «Развитие навыков самооценки и понимания других». Эти занятия направлены на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей, формируется представление об опасности наркосодержащих веществ для здоровья, о ситуациях, связанных с риском наркотизации. В ходе интерактивных игр «Царство хороших привычек» дети получают совершенно новые впечатления, приобретают положительный социальный опыт, необходимый для эффективной социальной адаптации. В ходе игры обучающиеся узнают, что нужно делать, чтобы вредных привычек было в нашей жизни как можно меньше.
Для учащихся 4-5 классов проводятся занятия «Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях». В ходе занятий «Каким человеку следует быть», «Быть здоровым –это модно» формируются навыки общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Дети учатся относиться к людям, употребляющим наркосодержащие вещества, как к слабым, безвольным, попавшим в беду; обучаются равноправному общению в среде сверстников, умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы (в том числе и свое здоровье).
Особенности организации профилактической работы среди подростков и старшеклассников. Профилактика в средних классах объясняется необходимостью развенчать популярные в подростковой среде мифы о безопасности данных наркотиков, их «полезных» свойствах. На занятиях тренингов «Учимся говорить нет», «Вредным привычкам «Нет!», здоровью –«Да»!», «Курение-коварная ловушка» подробно рассматриваются вопросы о влиянии одурманивания на системы и органы человеческого организма, социальный статус.
В старших классах рассматривается более отдаленный этап (как одурманивание может отразиться на моей жизни через несколько лет, повлиять на взаимоотношения с будущим супругом, здоровье детей). Для этого используются игры-дискуссии; «Наркоманы – особые, особенные или …», «Умей сказать «нет»»; круглые столы «Наркотики –внутренняя форма рабства». «Наркотики-одна из причин распространения СПИДа».
Самыми популярными формами работы по ЗОЖ являются круглые столы «Наркотики –внутренняя форма рабства», «Скажем вредным привычкам «Нет!», здоровью - «ДА!»
тренинги на формирование благоприятного климата в коллективе, конкурсы рисунков «Здоровый образ жизни».
Но не все дети могут решиться открыто признаться в своих проблемах. Для таких случаев в школе вывешен стенд с информацией о «телефоне доверия», куда анонимно могут обратиться учащиеся школы.
Информацию составила педагог-психолог Зиновьева Т.В.