«Неделя психологии» в МБОУ К-Е СОШ № 5 – комплексное мероприятие, включающее в себя просветительскую, профилактическую, консультативную и диагностическую деятельность педагога-психолога, классных руководителей, администрации. Целую неделю была предоставлена уникальная возможность представить работу школьного психолога в различных направлениях, как нечто целостное, осмысленное, логически выстроенное, возможность показать работу педагога-психолога не только с детьми, с родителями и педагогами, но и показать свои реальные возможности, открыть для себя новые формы работы.
В 2022 году в связи со сложной актуальной обстановкой и повышенным чувством тревожности в обществе, при проведении «Недели психологии» уделялось особое внимание приемам и способам оказания психологической поддержки, саморегуляции, работы со стрессом, умению анализировать информацию в соцсетях и делать правильные логические умозаключения. Неделя прошла под девизом «Мир один на всех».
Цель «Недели психологии»: развитие и формирование психологической культуры обучающихся, педагогов и родителей обучающихся образовательной организации, содействие укреплению их психологического здоровья, оказания психолого-педагогической поддержки обучающимся и их родителям.
Каждый год при проведении «Недели психологии» обновляются мероприятия, выбираются формы работы, интересные и педагогам, ученикам начальных классов и подросткам. В рамках этой программы проводились «уроки дружбы», тренинги, круглые столы, конкурсы детского рисунка для детей начальных классов и детей с ОВЗ, индивидуальные консультации.
В первый день работы в фойе школы был вывешен план работы о проведении недели психологии. В организации и проведении мероприятий недели активное участие принимали обучающиеся 8 класса: готовили стенд, объявление, забор психологической разгрузки, почту добра, участвовали в проведении мероприятий.
1.Началась «Неделя психологии» с акции «Забор психологической разгрузки» в 5-11 классах. Всем желающим предлагалось выразить свои мысли и чувства на «Психологическом заборе» и оставить добрые пожелания окружающим.
2.В фойе второго этажа школы проходила Акция «Почта добра», где обучающиеся 1-11 классов могли выразить свои позитивные чувства и эмоции.
3.Для педагогов школы проведено занятие с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» с целью формирования компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания. На тренинге педагоги учились приёмам, которые помогут избежать и предупредить выгорание. В конце работы все высказывали друг другу позитивные пожелания и получили в подарок памятки по преодолению стрессовых ситуаций.
4.В течение всего периода в школе проводились классные часы для учащихся 1-4 классов по теме «Доброта спасёт мир» с целью воспитания культуры общения друг с другом, самовоспитания личности ребёнка. В заключении игры-тренинга «Волшебный цветок добра» дети нарисовали в своём воображении цветок добра и хорошего настроения.
5.Обучающиеся 1-4 классов и дети с ОВЗ приняли активное участие в творческом конкурсе рисунков «мир один на всех».
6.А для обучающихся 5-11 классов был проведён тренинг по теме «Учимся жить без конфликтов», где подростки научились анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты, улаживать ссоры, преодолевать разногласия, которые могут возникнуть в коллективе и в будущей профессиональной жизни.
7.В рамках «Недели психологии» был проведён родительский всеобуч, на котором педагог-психолог довела до сведения родителей следующие вопросы:
1.Счастливая семья - счастливый ребенок.
2.Влияние социальных сетей на детей и подростков.
3.Профилактика использования подростками электронных сигарет.
Татьяна Васильевна говорила о повышенных чувствах тревожности в обществе и поэтому она уделила особое внимание приемам и способам оказания психологической поддержки, само регуляции работы со стрессом, умению анализировать информацию в соцсетях и делать правильные логические умозаключения. Далее она говорила в чем заключается роль семьи в жизни детей, о сохранении и нормализации эмоционального состояния детей.
Татьяна Васильевна рекомендовала минимизировать поступление негативной информации со стороны, ограничивать информацию, отслеживать свои реакции на разные новостные каналы и постараться ограничить поток информации из тех источников, которые выбивают из спокойствия. Важно не игнорировать эмоции ребенка и искать способы успокоить его и поддержать, постараться не придавать негативного оттенка ни людям, ни событиям, не вносить в детские головы национальную ненависть или любую другую идею нетерпимости. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты характера личности ребёнка. Пагубна для нервной системы ребёнка и неблагоприятная обстановка в семье, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать детям пример честности, правдивости.
В заключение педагог-психолог обратила внимание именно на эффективное общение в семье, которое помогает установить эмоциональный контакт с ребёнком, правильно построить детско-родительские отношения, обрести в семье эмоциональное благополучие, душевное равновесие и эмоциональное состояние детей. Далее в своём выступлении Татьяна Васильевна говорила о влиянии социальных сетей на детей и подростков.
И в заключение педагог-психолог выступила по профилактике использования электронных сигарет, говорила о вреде курения электронной сигареты и её опасности, познакомила с памяткой «Осторожно, вейпинг!». Она подчеркнула, что главным помощником в борьбе с зависимостью является сильнейшая мотивация и стремление к здоровому образу жизни.
8.В заключение родительского всеобуча педагогом-психологом была предложена «Памятка для родителей по оказанию психологической помощи детям и подросткам в кризисном состоянии».
9.В рамках школьной недели психологии проводился психологический тренинг «Ценности жизни. Что человек должен ценить», в котором приняли участие учащиеся 8-11 классов. Задачами которого было следующее:
-осмысление подростками представлений о смысле жизни, счастье, ценностях, жизненных планах и мечтах;
-предоставление обучающимся возможности совершить личный выбор;
«Жизнь – бесценный дар», это очень подходящее определение. В жизни много прекрасных вещей. Но все же это не поле, усыпанное розами, в жизни бывает всякое. И что бы справляться с различными трудностями, нужно обязательно действовать. Ребятам была продемонстрирована притча «стакан в вытянутой руке». Определили, чем измеряется жизнь, и что значат жизненные цели. чему нужно уделять больше времени и чем стоит дорожить в первую очередь. Закончился тренинг притчей об отношении к жизни. Пожелание ребятам, чтобы у них всегда и все было хорошо. Старшеклассники наиболее ценят в людях доброту, открытость, заботу, честность, искренность. Целью своей жизни видят получение высшего образования, иметь востребованную и престижную работу, иметь достойной заработок, быть успешными, иметь свою семью, помогать родителям. Мечтают сдать успешно экзамены, хорошо окончить школу, иметь хорошую работу, путешествовать, добиться успехов, чтобы родители были счастливы и все были здоровы.
«Неделя психологии» была целостной и насыщенной. Каждый день имел смысловую направленность и тематику. Положительным достижением «Недели психологии» можно считать, что обучающиеся, участвуя в мероприятиях, получили непосредственный опыт в построении позитивных межличностных отношений. Все мероприятия не отвлекали детей от учебного процесса, а напротив, способствовали формированию благополучного психологического настроя и позитивной мотивации. В качестве итога мы получили обратную связь. Это мысли детей по поводу психологической недели. Отзывы детей о проведенной «Недели психологии» положительные: «Неделя психологии прошла очень интересно, познавательно!», «Понравились все мероприятия Недели Психологии!», «Очень интересно было писать на «заборчике» пожелания», «Хочу еще такую Неделю! Давайте проводить каждый год!» По признаниям самих участников, неделя психологии изменила их представление о мире, дружбе, отношениях друг с другом. Очень многие за этот промежуток времени немножко подумали о себе и других, о том, как проявляется их настроение и как влияет на окружающих.
Благодаря детской активности и заинтересованности взрослых неделя прошла с пользой для всех. В итоге проведения недели психологии, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Информацию составила педагог-психолог МБОУ К-Е СОШ № 5 Зиновьева Т.В.