Эссе для участия в конкурсе «Учитель года»
Гниды Василия Николаевича,
учителя физической культуры
МБОУ К - Е СОШ №5.
«Я – педагог»
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно
любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь».
Василий Ключевский.
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый, Высокий Дух, изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
В наше время все по-разному понимают роль педагога. Некоторые видят в нём просто «подателя информации» по предмету. Я же вижу педагога воспитателем и наставником человека, способствующим становлению личности ученика.
27 лет... Много это или мало? Больше четверти века я работаю учителем физической культуры в родной для меня школе. С одной стороны это много, ведь за это время во взрослую жизнь вышли несколько выпусков детей, с которыми я шел рука об руку на протяжении школьной жизни. Все эти годы я был наставником для своих учеников, а они учили меня. Да, я не побоюсь этих слов, я учился вместе с ними, и продолжаю учиться. Мои ученики дали мне больше, чем все курсы повышения квалификации вместе взятые!
По-разному приходят в школу учителя, разные бывают пути и причины. Кто-то воплощает в жизнь детскую мечту, кто-то желает быть похожим на своего учителя, а кто-то, как я, методом проб и ошибок пришел в эту профессию. С детства я мечтал стать военным. Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, много занимался спортом. Любовь к этому занятию мне привил мой учитель Гордиенко Николай Николаевич. После окончания школы поступил в высшее военное инженерное училище в городе Каменец-Подольском, успешно его закончил. В 1991 году был направлен в республику Туркмения для прохождения службы. Но наступил 1992 год – развал Советского Союза, раздел армии. Нужно было решать: оставаться там, дав присягу на верность другому государству или вернуться на Родину, позабыв о профессии военного. Для себя решил, присягают на верность государству один раз. Поэтому вернулся в свою родную деревню с твердым убеждением начать все с начала. В конечном итоге, я благодарен судьбе за то, что стал учителем. Меня радушно приняли в родной школе мои учителя, ученики, родители.
Главная задача моей работы как педагога — изменение отношения к моему предмету у учеников, родителей и социума. Ведь не секрет, что бытует мнение, что в школьной программе есть важные и менее важные предметы и как же обидно слышать, что физическая культура, к сожалению, не относится к первой группе. Я стараюсь донести до детей, что здоровье — это главное богатство, которое дано человеку, его не купишь ни за какие деньги, а физкультура — это предмет, который помогает сохранить и укрепить его. Что же такое урок физкультуры? Для меня это время, отведенное на общение с детьми. Но это не просто общение, а общение посредством движения и физических упражнений, выполнение которых приводит к положительным эмоциям.
Педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, становится неинтересным для учащихся. Я следую заповеди: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь даже самым незначительным успехам моих учеников. Для меня, как педагога, важно создавать на каждом моем занятии ситуацию успеха для каждого ученика. Я счастлив, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду к ним с удовольствием и жду встречи с ними.
Урок физкультуры - это урок, где сухие строки учебной программы превращаются в удивительные минуты, когда можно раскрыть талант ученика. Радостно наблюдать за изменением настроя ребят, когда они входят в спортивный зал. Уходят на второй план неудачи, забывается двойка по математике или русскому языку, глаза радостно сияют в предчувствии того, что можно прыгать, бегать, заниматься физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. И за это только похвалят! Приятно видеть, как неуклюжие, скованные в движении на первых уроках ученики постепенно расправляют плечи, становятся крепче и увереннее, превращаясь в умелого и ловкого мальчишку или шуструю девчонку. Урок физической культуры - это фрагмент естественной жизни детей, так как в движении дети растут, познают мир. Движение укрепляет их, а главное, несет здоровье и радость. Это и есть главная цель уроков физкультуры.
Цель рождает принципы. Их три:
1. Важно понять ученика, вникнуть в его душу, познать его интересы и желания. Только так на протяжении всего обучения можно держать его в постоянной увлеченности физической культурой.
2. Дать ученику возможность поверить в себя. Ведь именно недостаток веры уничтожает инициативу, становится преградой для счастья, на пути реализации возможностей человека, барьером для развития. Нельзя допускать, чтобы дети чувствовали себя слабыми, они могут свыкнуться с этой мыслью навсегда.
3. Полное доверие – третий принцип. Стараюсь только направлять деятельность учащихся, давая какое – либо задание, а они уже сами работают над совершенствованием техники. В этом ли не радость, ведь они осознают, что добились этого сами.
В полной мере стараюсь использовать на своих уроках межпредметные связи с биологией, историей, математикой, химией и физикой. Учащиеся определяют среднюю длину шага, измеряют скорость бега, частоту пульса. Узнают с помощью, каких тестов можно определить уровень физического развития биологический возраст. А при выполнении строевых упражнений можно обратиться и к литературе, вспомнить басню, где щука, рак и лебедь действуют по-своему.
Важным в своей работе я считаю то, что учитель должен год от года совершенствоваться, чтобы быть интересным для своих учеников. Об этом хорошо сказал В.А. Сухомлинский: «Если вы хотите быть любимым учителем, заботьтесь о том, чтобы питомцу вашему было что в вас открывать. Если же вы несколько лет один и тот же, если ушедший день ничего не прибавил к вашему богатству, вы можете стать постоянным и даже ненавистным».
Уверен, что многим моим ученикам пригодилось в жизни умение преодолевать трудности и стремление не останавливаться на достигнутом, способность радоваться успехам, умение не отчаиваться!
Не секрет, что сельские дети во многом обделены, в отличие от своих городских сверстников, будь то отсутствие бассейнов, манежей, тренажерных залов, теннисных кортов и ледовых арен, а также ограниченный спектр видов спорта и спортивных секций, в которых могут заниматься наши дети. Но не смотря на все трудности, я и мои коллеги делаем всё, для того, чтобы дети не чувствовали себя обделенными и вычеркнутыми из водоворота спортивной жизни. Мы занимаемся с ребятами в рамках секционной и внеурочной деятельности многими видами спорта, и это дает свои результаты.
На протяжении многих лет команды мальчиков и девочек по пионерболу становились победителями районных соревнований. Волейбольная команда школы неоднократно занимала призовые места в районных турнирах. Команда девушек представляла Егорлыкский район в зональных соревнованиях в городе Сальске. Выпускники школы и ныне являются членами сборной района по волейболу.
Многие старшеклассники, сдавая нормы ГТО, получали золотые и серебряные значки.
В своей педагогической деятельности я стараюсь найти подход к каждому ребенку, помочь ему развить способности. Понимаю, что и самому нельзя стоять на месте, останавливаться на достигнутом. Я уверен, что учитель физической культуры – это не просто профессия, это образ жизни. Быть всегда в самой гуще детей, жить их жизнью, их интересами, зажигать в их душах стремление постичь секреты и красоту, таинство физической культуры. В этом и есть смысл моей профессиональной деятельности.
Считаю, что сумел наполнить жизнь своих воспитанников радостью, помог ощутить ее ценность и полноту. Это и есть мое учительское счастье.
Закончить эссе хочу словами: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!».
Как стать Человеком, Учителем, Другом? На этот вопрос я буду отвечать из урока в урок!